СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

КРИЗИС 7 ЛЕТ

 

Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка — младший школьный возраст. Он может начаться и раньше — в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг надоел детский сад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать.

Симптомы кризиса

·       Ребенок утрачивает детскую непосредственность и импульсивность. Между переживанием и поступком вклинивается осмысление происходящего. Если раньше малыш кидался в свои дела не задумываясь, то теперь он начинает задумываться о том, "что будет, если...", и заранее оценивать последствия своих поступков.

·       Возникает произвольность деятельности и поведения. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением.

·       Наблюдается рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной, формирование "внутренней позиции школьника".

·       Ребенок начинает обобщать свои переживания. Раньше отдельные удачи или промахи не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь же любые переживания обобщаются, и в результате делаются выводы о том, "какой я", "как ко мне относятся", а это влияет на отношение ребенка к самому себе и к делу, которым он занимается, заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое.

Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений, стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. Дети уже пробовали "повзрослеть", подражая нашему поведению, играя во взрослых, но... пришли к выводу, что для взрослости чего-то явно не хватает. Хотя чего именно, они пока не знают...

Ясно, что по-старому дети жить уже не хотят, то, что было, их уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: "хочу, но не могу". А значит, начинается ломка старых стереотипов.

Как только на смену игровой мотивации приходит познавательная, начинается перестройка отношений с окружающими людьми. Теперь детям нужны не опекающие защитники, а помощники, способные дать то, чего им не хватает: новые знания. Поэтому очень важно, чтобы близкие взрослые заметили происходящие перемены и смогли вовремя перестроить свои отношения с ребенком.

Общие рекомендации родителям будущих первоклассников:

1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

2. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в той или иной ситуации.

3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Пусть он засыпает с приятными мыслями.

4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе.

5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным и спокойным голосом. Введите «разгрузочный» день, в этот день дайте себе слово не кричать на ребенка и не ругать его.

6. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли вы много от него хотите.

7. Самые большие трудности у первоклашек вызывает письмо: пальчики непослушные и нетренированные. Попробуйте в августе хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять действия с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Учите его правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы по многу раз.

8. Играйте с ребенком. Вот вы накрываете на стол, а ребенок рядом. Поставьте одну тарелку для себя и спросите: кто еще будет ужинать, сколько тарелок достать, а вилок, а чашек? Можно считать кусочки хлеба и помидоры для салата, сколько ступенек вы прошли, сколько осталось. А еще очень полезно посчитать, сколько домов, поворотов, дорожек до школы.

9. И последнее: во всем должна быть система. Те же палочки и кружочки пишите ежедневно в одно время, не пропуская и не отмахиваясь.

10.Ваше спокойное и серьезное отношение к учебе ребенка - самый главный пример для подражания.

11.Больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки и тогда все получится.


 12.04.2021 г.                                      Социальный педагог - Дубровская Л.С. 

О пользе семейного чтения

07.04.2020

В свете последних тенденций в образовании, семейное чтение из формы проведения семейного досуга превращается в один из актуальных способов обучения, воспитания и социализации ребенка.

    Известно, что научить ребенка читать и полюбить чтение – не одно и то же.  Семейное чтение призвано открыть вашему малышу удивительный мир литературы с помощью теплого общения и творчества. Ведь у ребенка не только роль слушателя, хотя она очень важна, но также рассказчика, актера, соавтора.
    Ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать не только нужно, но и очень интересно. Он учится воспринимать информацию на слух, удерживать внимание, ловит правильные интонации и акценты, которые помогут ему в развитии речи и в дальнейшем самостоятельном чтении. А для родителей совместное чтение станет приятным досугом и эмоциональной разрядкой, позволит наладить контакт с ребенком.

     Правильная организация семейного чтения.

    1. Время. Традиционно для совместного чтения мы выбираем вечера. Ведь вечер – время, когда лучше всего слушается и сочиняется. Важно, чтобы ребенок успел немного отдохнуть, поиграть перед тем, как усаживаться за книгу, а после - подумать о прочитанном. А самым маленьким слушателям полезно читать сказки перед сном, в качестве колыбельных. 

     2. Периодичность. Ребенок приобщается к книге постепенно, сначала просто листая странички, потом – слушая маму, а после – читая самостоятельно. Не стоит заставлять ребенка каждый вечер усаживаться за прослушивание очередной сказки или рассказа, если он в это время хочет поиграть. Читая по нескольку раз в неделю, вы поймете, как часто это нужно делать. Но важно соблюдать периодичность, отводить для чтения определенные дни и часы, и тогда эта практика будет эффективной, превратится в своеобразный приятный ритуал.

     3. Выбор литературы. Важно подобрать интересные, полезные и познавательные книги, в зависимости от возраста и темперамента вашего ребенка. Некоторые из них вы будете перечитывать по нескольку раз, они станут любимыми. Выбор любимой книги – эмоциональное решение ребенка, и она может бать самой неожиданной. Постарайтесь понять, что именно в книге привлекло малыша, и вы узнаете больше о его предпочтениях и мотивациях. Часто современные дети выбирают в любимые Книги о мультфильмах, так они еще теснее сживаются с любимыми героями. Чтение подобных книг можно дополнить просмотром самих мультфильмов и дальнейшим их обсуждением. 

     4. Диалог. Условно семейное чтение можно разделить на чтение мамой малышу, чтение вместе и самостоятельное чтение. Но не стоит забывать, что это прежде всего диалог и сотворчество: задавайте ребенку вопросы по прочитанному, придумывайте продолжение историй. Вы можете вместе нарисовать любимых персонажей, обыграть сюжет из сказки, прочитать книгу в ролях. Поинтересуйтесь у ребенка через несколько дней, что ему больше всего понравилось в прочитанной книге. Обучение, общение и игра – основы современного похода к образованию.

     5. Современные способы чтения. Книга как электронное приложение – уже не новость. На страницах интерактивных книг иллюстрации оживают, и процесс чтения превращается в настоящую сказку. Но также следует помнить, что фантазия и творческий потенциал ребенка раскрываются больше, если он сам сочиняет свой мир, а не просто играет с уже готовой, хоть и очень красивой, фантазийной реальностью. Поэтому совмещайте и интерактивные, и простые книги с картинками – так вы достигнете оптимально результата.

     Читайте с ребенком, читайте ребенку и вы удивитесь, какой интересный мир откроется вам, и каким интересным собеседником растет ваш малыш!

Когут Н.Е., учитель-логопед

Педагог-психолог советует

11.04.2020

Музыка начинается в семье

20.04.2020


УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Каждый человек  идет  к  музыке  своим  путем. Помогите детям  полюбить  музыку.  Детство  -  самая  счастливая  пора  жизни.  Яркость  и  богатство  впечатлений  остаются  в  памяти  навсегда.  Праздники   детства…  они греют нас  своим  светом  всю  жизнь!  Считается,  что  ребенок,  с  раннего  возраста погруженный  в  атмосферу  радости, вырастет   более  устойчивым  ко  многим  неожиданным  ситуациям,   будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

ПОСТАРАЙТЕСЬ:

искать  везде  музыку:  дома,  в  городе,  на  природе  (в лесу,  на  даче , на  море,  у  реки и т.д.),  создавать  дома  фонотеку  записей  классической,  народной,  современной  детской  музыки;

Приобретайте  музыкальные  игрушки (погремушки,  гармошки,  бубны,  музыкальные  книги,  дудочки,  барабаны  и  т. д.)  и  изготавливайте  их  сами.  Тем  самым  Вы  создадите  домашний  МУЗЫКАЛЬНЫЙ  УГОЛОК

Поощряйте  любое   проявление  песенного  и  танцевального  творчества  малыша,  пойте  и  танцуйте  вместе  с  ним,  сочиняйте  песни  и  танцы;

Если  Вы  владеете  игрой  на  каком - либо   музыкальном  инструменте,  как  можно  чаще  музицируйте,  аккомпанируйте  своему  малышу;

Посещайте  со  своим  ребенком    музыкальные  сказки,  театры,  концерты;

Мы стремимся воспитывать у  детей  любовь  и  интерес  к  музыке,  помочь  каждому  ребенку  самореализоваться  в  каком - либо  виде  музыкальной  деятельности,  развиваться  более  гармонично,  почувствовать  радость.

Приобщившись  к  музыке  в  детстве,  они  не  вырастут равнодушными,  черствыми  людьми.  Наш  совместный  труд  приносит  радость  детям,  счастье  родителям,  а  результат  этого  труда – счастливое  детство  наших  малышей!


музыкальный руководитель, Кружкова В.А.

Артикуляционная гимнастика

15.01.2020

 Рекомендации для родителей по проведению

артикуляционной гимнастики

Данилова Г.П., воспитатель,

высшая квалификационная категория

 

     Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

     Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

     Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в

день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за

раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

     Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

1.     Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя

игровые приемы.

     2. Показывает его выполнение.

     3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

     Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за

качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,

темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.

Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

     Артикуляционная гимнастика в 2 года. В этом возрасте можно делать самые простые артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут. Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение. Можно попробовать такие задания:

 - «Прятки». Надо показать язык (высунуть как можно дальше), затем спрятать. Повторить несколько раз.

- «Маятник».

- «Буря».

- «Варенье».

- «Заборчик».

- «Лошадка».

- «Воздушный шарик».

- «Сытый хомячок».

- «Дом». Ротик малыша — это «дом». Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый говорит: «Пока-пока», и ротик закрывается.

- «Воображули». Взрослый и малыш перед зеркалом начинают гримасничать — широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губы, показывать язык и т.д.

 

 

 

Речевое развитие детей 2-3 лет

23.03.2020

Особенности речевого развития детей 2–3 лет

Данилова Г.П., воспитатель,

высшая квалификационная категория

 

     За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

     К трем годам дети учатся говорить фразами из 2-4 слов, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. В словаре по-прежнему преобладают существительные.

     Понимание речи взрослого все еще значительно превосходит произносительные возможности.

     На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. К трем годам четко оформляется артикуляция гласных звуков и простых согласных: м, н, п, б. Для детей этого возраста нормой считается смягчение согласных.

     Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова. Дети замечают неправильности произношения слов сверстниками, пытаются их исправить, хотя подчас сами не владеют такими умениями. Позже дети научатся критически относиться не только к чужой, но и к своей речи.

     Появляется в речи слово «Я». Доступны к пониманию сказки, рассказы.

На данном этапе надо обратить внимание если у ребенка отсутствует фразовая речь (возможны: умственная отсталость, аутизм, тяжелые нарушения речи).

     Отмечается, что в звукопроизношении для детей 2-3 лет характерна общая смягченность речи. Такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Но для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.

     Чтобы речь ребенка развивалась в норме - необходимо:

  1. Развивать фонематический слух.

• Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина — мишка — мышка).

• Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из 3-4 предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь?»).

• Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку — ко-ко, ту-ту — тук-тук, ку-ка-ре-ку — ку-ку и т. д.).

• Учить обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик-так; ту-ту-ту; мяу-мяу; ав-ав-ав и др.).

• Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников).

• развивать слуховое восприятие (повторять за взрослым слова, разучивать доступные чистоговорки, пословицы, стихи).

  1. Развивать крупную и мелкую моторику.

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук, т. к. проекция руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов поступающих от мышц рук и пальцев. Поэтому рекомендуется постоянно использовать в общении с детьми игры и пособия по развитию общей и мелкой моторики. Отметим, что о важности развития мелкой моторики знают многие, а о значении развития общей моторики говорится мало.

     3. Развивать артикуляционный аппарат и мимику, используя истории «Веселого Язычка». С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков. В общении с ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме. Привлекать внимание детей к артикуляции взрослых.

     4. Развивать речевое дыхание.

Правильная постановка дыхания детей играет немаловажную роль для развития у них устной речи.

• Упражнение «Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.

• Упражнение «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

• Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.

Хочу такой сайт

• Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.

• Упражнение «Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.

Д. Развивать качество голоса (силу, высоту).

• Проговаривание звуков, звукосочетаний, звукоподражаний (му, ко-ко, пи-пи и т. п.) с разной высотой голоса: как мышка, как медведь.

• Проговаривание звуков, звукосочетаний, звукоподражаний (му, ко-ко, пи-пи и т. п.) с разной силой (громкостью)голоса: очень громко, тихо, умеренно; увеличение/уменьшение громкости к концу фразы (АААА, АААА).

     5. Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление и восприятие, т. к. все они тесно взаимосвязаны с речью. Для этого в младшем дошкольном возрасте можно использовать:

• Чтение книг.

• Беседы, рассказы на различные темы: (как я провел сегодняшний день, что нового я увидел, узнал, запомнил, что мне понравилось на празднике, что я увидел на прогулке, что я сегодня кушал).

• Слушание и обсуждение аудио сказок.

 

 

Учитель-логопед рекомендует...

21.05.2020

 «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

 

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?Трудности и пути их решения при обучении навыкам звукового анализа и

синтеза.

Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое отдельных частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий).

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово.

К примеру, на вопрос взрослого: «Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М?» Ребенок отвечает: «Рома».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в следующие игры:

 

«Повтори за мной».

Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (м-м-мыло, маш-ш-ш-ина, дом-м-м). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.

 

«Найди место звука в слове».

Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (с-с-санки, поднос-с-с). Если звук слышится вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

«Назови первый звук в слове».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.

«Назови слово на заданный звук».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

 

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот, а он отвечает вам: «В слове кот есть звук [о], звук [к] и звук [т]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!

Новый этап обучения - новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: вь-вь-вьесна — первый звук [в']. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э].

В старшей и подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие — согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.

Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно. Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить ее жетонами. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

Давайте и мы с вами попробуем. Звуковой анализ слова МАК

           М-м-мак - произнесите, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьмем фишку, которая обозначает твёрдый согласный звук.

           Мааак - повторите, как я. Какой звук мы слышим после [м]? Какой это звук? Берем фишку, обозначающую гласный звук, и размещаем ее после [м].

           Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Берем фишку, обозначающую твердый согласный звук, кладем ее после звука [а].

           Назовите все звуки в слове мак по порядку.

           Где находится звук [а]: в начале, в конце или в середине слова?

           Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последний звук?

• Назовите гласный звук в слове.

• Назовите согласные звуки в слове.

• Сколько всего звуков в слове мак?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления, играйте с ребенком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает слово ([р], [а], [к] -рак).

Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!

учитель-логопед, Калинина К.М.


Вечерние игры

23.05.2020

 

         Ребенок пришел из детского сада и вы не можете узнать своего малыша: он становиться неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы... «Как подменили ребенка!» сокрушаются родители. Воспитатели говорят, что ребенок в садике очень послушный, спокойный. Мама и папа удивляются. А зря.

   Даже для самого общительного ребенка детский сад — это напряжение. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, по­этому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со сле­зами, криками, капризами.

     Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства — одного для всех — не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

       Сначала   стоит    внимательно    понаблюдать    за   ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером «наверстывает упущенное», нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.

        Если же ребенок и в садике — «ураган», и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энер­гию «в мирное русло». Хорошо заранее распланировать вечер так, что­ бы ребенок постепенно освобождался  от скопившегося  напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.

     Один из лучших антистрессовых приемов — ИГРА. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться.

      Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил: Во-первых, выбор — играть или не играть — должен всегда оставаться за  ребенком.   Возможно,   как  раз  сегодня  он   настолько  устал,   что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, «вечерняя» игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

    Если позволяет время, гуляйте вместе с ним – это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня.   Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для «Спокойной ночи, малыши!», — эта передача идет в одно и то же время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.

        Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напря­жением ИГРЫ В ВОДЕ:

   наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение — уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, — они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пу-зырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, — через 15—20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

       Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий.

        Каким бы замечательным ни был детский сад, если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и напряжение отступит.

 Дубровская Л.С., социальный педагог


Рекомендации педагога-психолога для родителей по формированию толерантности у детей

10.11.2020

Рекомендации педагога-психолога для родителей по формированию толерантности у детей дошкольного возраста

Рекомендации педагога-психолога.zip (скачать)

Поём вместе с детьми

21.10.2022

 Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:

1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.

2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).

4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.

5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, не напряженно, без перегрузки.

Музыкальный руководитель           Герасимова В.А.
poem_vmeste_s_detmi.docx (скачать)

Воспитание юного музыканта.

19.01.2023

Воспитание юного музыканта.

 

 

   Часто учат детей игре на музыкальном инструменте против их желания.

Обучение игре на музыкальном инструменте требует как склонности, так и

некоторых музыкальных способностей – слуха, чувства ритма, эмоционального отклика. Однако при правильном раннем музыкальном воспитании все эти качества можно развить у каждого ребенка – и к этому нужно стремиться.

 

Зачем ребенку музыка?

   Музыка воздействует на духовный мир человека. Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.

   Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно трудиться, снова и снова повторяя отдельные аккорды, фразы, пассажи.

    Занятия музыкой развивают координацию.

У детей улучшается координация движений, развивается мелкая моторика. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями и руками, развивает пространственное мышление.

    Занятия музыкой развивают интеллект.

Как показали совместные исследования венгерских и немецких учёных, дети,

занимающиеся  музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет.

 

   Была отмечена прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. После уроков музыки у детей улучшается восприятие, они лучше соображают.

 

Музыкальный руководитель: Герасимова В.А

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

28.04.2023

slide-8.jpgАдаптация детей раннего возраста к детскому саду

Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма к новой обстановке т. е. детский сад.

Именно в возрасте до 3 лет ребёнок начинает посещать детский сад.  Первые дни в детском саду - один из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. Какие вопросы волнуют каждого родителя? К какой воспитательнице попадёт ребёнок, понравится ли ему в детском саду, как быстро привыкнет к новой обстановке, найдёт ли себе друзей, не будут ли его обижать…

Маленький ребёнок ещё не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе - помочь ребёнку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов.

1 этап – подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбные суфле и т.д. Тогда ребенок не будет отказываться в детском саду от знакомой пищи и не останется голодным. Для хорошего самочувствия малыша имеют значение и такие моменты, как способ кормления, укладывание спать. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Воспитатели только докармливают их по необходимости. Педагоги не смогут уделить должного внимания, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого и т.д. Воспитатель следит за тем, чтобы дети спокойно засыпали. Одного погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Отличные от общепринятых привычки при засыпании (укачивание в коляске, засыпание на руках и т.д.) отвлекают воспитателя, при этом страдают и дети. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующих детей. Поэтому всю коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

2 этап – основной.

Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.

Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче, когда он вдруг вспомнит о маме, а воспитатель тут же сможет его отвлечь, предложив любимую игрушку или назвав ласково по имени. Опора на знакомое в незнакомой обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в незнакомых для него условиях. На первых порах ребенок наблюдает за детьми и воспитателем в группе, ему необходимо осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Вначале он будет держаться настороженно. Не следует его тормошить и торопить. Пусть привыкает. Эта встреча для него не последняя..

3 этап – заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон.

В этот период важно:

- создание эмоциональной атмосферы в группе;

- формирование чувства уверенности в окружающей среде.

Для этого необходимо:

- знакомство детей, их сближение друг с другом (проводятся игры «Давай познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Чей голосок», «Расскажи стихи руками»);

- знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии;

- знакомство с группой и детским садом (проводятся игры «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти»);

   

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?

Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают обычно слишком поздно, когда они непосредственно сталкиваются с трудностями привыкания или когда до первого посещения ребенком детского сада остается совсем мало времени.

Поступление в детский сад – серьезный шаг для всей семьи. И надо готовиться к этому новому этапу в жизни малыша тоже всей семьей.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагогов, принимать к сведению их наблюдения и пожелания. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение их подходов к ребенку в семье и детском саду с учетом его индивидуальных особенностей.

Советы и рекомендации на подготовительном этапе

1) Дома родители по рекомендации педагогов в период подготовки ребенка к детскому саду должны создать щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное пребывание на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком – особенно ласковым.

2) Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети ходят туда, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком примерно такие беседы: «Детский сад – это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей: там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе очень интересно и весело».

3) Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – осенью он сможет туда ходить. В присутствии малыша расскажите родным и знакомым о большой удаче – его приняли в детский сад!

4) Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки и свои услуги другим детям.

5) Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас.

6) Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

7) Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

8) Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Илюше… Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

9) В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

10) В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения в его настроении.

 

Скорее всего, ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей в это период – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. После преодоления трудностей поведение ребёнка нормализуется, он вернёт себе утерянные в острый период достижения и начнёт демонстрировать новые знания и умения.

 

                                         Успехов Вам, уважаемые родители!

Педагог психолог: Ермолина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

21.05.2020

Уважаемые родители! Мы достаточно долгое время плодотворно работаем и вместе помогаем вашему ребёнку. Наконец ребёнок научился произносить звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребёнок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, кото-рый доступен и понятен ребёнку, а главное насыщен «трудным» звуком. Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки? Кому как не вам приучить ребёнка следить за своим произношением?

Просмотров всего: , сегодня:

05.11.2019

d16f7321bd455fb426fe7e551b09bb32.jpg

Если вы столкнулись с насилием в своей семье или семье близких, вы можете обратиться: Отделение защиты прав детей от насилия. Ул. Пограничная, 10. Тел. 45-20-08. АРОО Кризисный центр «Надежда». Тел. доверия 695000 (будни, с 10:00 до 18:00) МБУ «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда». Набережная Северной Двины, 84. Тел. регистратуры 28-64-75

Просмотров всего: , сегодня:

24.10.2019

Рассуждения о силе личного примера носят умозрительный характер до тех пор, пока они не получили экспериментального подтверждения. Психология славится яркими экспериментами, касающимися разных сторон жизни, в том числе и механизмов формирования нашего поведения.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».